Блог Antonio di ser Piero de Ricardo
Пишет Antonio di ser Piero de Ricardo[37]:
Добавлено 06/11/17 22:56, просмотров: 9, нравится: 1, недавние: 0
Нечисть - ЧАСТЬ А и Б
[Нечисть - конец расследования]
АУКА
- лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу со всех сторон [аукнетk. Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: [Шел, нашел, потерялk. Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными 4 октября, когда лешие бесятся. [Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки... Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугатьk (А.М. Ремизов. [К Морю-Океануk).
-------
БАБАЙ
- злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучит. Бабаем пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес унесет.
[Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик. Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сена не едят,
Все на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам
И растет по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабайk (колыбельная песня).
-------
БАГАН
дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.
-------
БАЕННИК
(банник, лазник, байник, банный) нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. [Нет злее банника, да нет его добрееk, говорят в коренной Новгородчине, но твердо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: [онk накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.
-------
БАЕЧНИК (перебаечник)
злой домашний дух. Появляется баечник после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный усатый перебаечник, у него усы заменяют руки.
------
БЕСЫ
в славянской мифологии злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Бесы могут представляться в различных образах. Характерна русская пословица: [У нежити своего облика нет, она ходит в личинахk. Наиболее обычный образ бесов в иконографии и фольклоре такой темный, рогатый, хвостат, на ногах копытца. Деятельность бесов как искусителей направлена на всех людей, но особенно не равнодушны они к монахам, аскетам и пустынникам.
[...В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Гам сверкал он искрой малой
И пропал во тьме ночнойk (А.С. Пушкин. [Бесыk).

БОЛОТНЯНИК (болотяник, багник)
дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы, о чем свидетельствуют многие пословицы и поговорки, например, [Где болота, туды-й и чертk, [В тихом омуте черти водятсяk и др. [Это шутит над вами болото. Это манит вас темная силаk (А.А Блок. [Болото глубокая впадина...k).
[Нечисть - ЧАСТЬ В] [Нечисть - ЧАСТЬ Г, Д, Ж]
Нравится!
» Весь блог
» Блоги
» Ссылка на запись:
Комментарии
нет комментариев
« Главная